Один из основоположников русской «морской» литературы,
писатель-демократ Константин Михайлович Станюкович родился 18 (30) марта 1843
года в Севастополе. Его биография, как и произведения, удивительна и необычна.
Десятилетним мальчиком Станюкович стал не только очевидцем героической обороны
Севастополя, но и ее участником. Находясь с отцом в осажденном городе, он
посильно помогал раненым, за что и был награжден медалями. Отец писателя —
адмирал, командир порта и военный губернатор города — с детства предназначил
сына к карьере флотского офицера, отдав его в Морской кадетский корпус, который
представлял собой оплот консерватизма и являлся официальной опорой монархии.
Однако там будущий писатель примкнул к лучшей части молодежи кадетского корпуса,
связанной с передовым общественным движением того времени. Именно там он глубоко
стал изучать русскую реалистическую литературу. Во время учебного плавания на
корабле Станюкович столкнулся с крепостническим произволом и насилием, царящими
во флоте. Молодой Станюкович дерзает просить отца-адмирала разрешить ему уйти из
флота и поступить учиться в университет, бывший в ту пору средоточием всего
передового и прогрессивного, где постоянно бурлила яростная идейная борьба,
формировалась революционная мысль. Разгневанный отец, неумолимый и жестокий
деспот, послуживший впоследствии прототипом литературного героя повести «Грозный
адмирал», посылает строптивого сына на корвете «Калевала» в трехгодичное
кругосветное плавание.
Посещая многие материки и государства, плавая на различных судах
Тихоокеанской эскадры, юноша воочию видел страшные картины расправы с
беззащитными матросами, жесточайшую колониальную политику, бесчеловечное
отношение европейских колонизаторов к туземцам. Он видел в то же время
необычайное мужество русских моряков, их любовь к родине и веру в торжество
справедливости. Все это описал Станюкович в своих произведениях 60-х годов
(автобиографической повести «Вокруг света на «Коршуне», очерках «Жизнь в
тропиках», «Французы в Кохинхине» и др.).
Вернувшись в 1863 году на родину, двадцатилетний Станюкович, офицер,
перед которым была открыта блестящая военная карьера, находит в себе мужество
порвать с влиятельным отцом, лишиться наследства, выйти в отставку и начать
жизнь скромного журналиста, полную лишений и тяжкого труда. Где бы ни работал
Станюкович — сельским ли учителем или журналистом, в канцелярии железной дороги
или в управлении пароходством, — он оставался верен своим принципам демократа,
гуманиста, защитника простого труженика. Он пишет пьесы и романы, рассказы и
публицистические статьи, очерки и заметки; все они страстно обличают
самодержавно-полицейские порядки царской России (подлоги, взяточничество,
мошенничество разного рода и т. п.). В 80-х годах писатель стал постоянным
сотрудником, а потом и владельцем петербургского журнала «Дело», слывшего у
властей как издание «неблагонадежного направления».
В 1884 году Станюкович, за которым полиция вела неустанное наблюдение,
уезжает на юг Франции к больной дочери, где сближается с революционной
эмиграцией. На обратном пути на границе он был арестован, препровожден в
Петропавловскую крепость и вскоре сослан в Сибирь. «Все случилось одновременно,
разом: арест, год крепости, смерть дочери, ссылка, потеря любимого журнала,
полное материальное разорение. Какие нужны были душевные силы, какая
убежденность, какое мужество, чтобы выдержать этот удар, не опустить головы, не
сдаться!» — взволнованно говорил об этом периоде жизни писателя Леонид
Соболев.
В ссылке Станюкович создает цикл морских рассказов, ставших событием в
развитии русской демократической литературы и принесших ему славу, неувядаемую с
годами.
В морских рассказах писатель с беспощадной правдой изображает жестоких
самодуров, «грозных адмиралов», молодых офицеров — карьеристов и стяжателей,
злобных тиранов, вроде барона Беринга или боцмана Жданова. Все эти образы
олицетворяют самодержавный строй с его ужасающими порядками — полной
безнаказанностью одних и бесправием других. С большой художественной
убедительностью Станюкович показал прекрасный облик русского матроса (Чижик,
Иван Лучкин, Прошка, Иваныч), его необычайную самоотверженность и отвагу,
удивительную доброту и живость природного ума. Писатель осмелился сказать о том,
что забитый, замордованный жестоким обращением матрос — это человек,
трудолюбивый, мужественный и даровитый. Морские рассказы проникнуты волнующей
романтикой моря как символа борьбы и свободы, красоты и смелости; в то же время
они глубоко лиричны в своей любви к безграничным российским просторам. Недаром
современники Станюковича называли его Айвазовским слова.
В 1896 году общественность отметила тридцатипятилетие литературной
деятельности Станюковича. В приветственных речах, адресах, телеграммах таких
писателей, как Д. Н. Григорович, В. Г. Короленко, А. П. Чехов и многие другие,
отмечалась глубоко прогрессивная роль его творчества «на благо русского общества
и народа». Последние годы писателя были омрачены болезнью, нуждой и горем —
смертью сына. Уехав лечиться за границу, Станюкович скончался в Неаполе 7 (20)
мая 1903 года.
Произведения К. М. Станюковича, последователя революционной демократии
60-х годов, внесли существенный вклад в историю русского реализма конца века.
Его рассказы дороги нашему читателю жизненной правдой, подлинным демократизмом,
высокой гражданственностью, неисчерпаемой верой в силу русского человека,
необычайной любовью к родной природе и страстной романтикой моря.
М. А. С о к о л о в а
![]() | Станюкович К. М. |